Поиск отелей по названию или городу

Мачу-Пикчу

Утренний туман рассеивается, открывая взору пейзаж, где на фоне негостеприимных гор со снежными вершинами растут пальмы и зеленеют буйные леса. Это путешествие, предпринимаемое каждый день огромным количеством туристов, проходит по тому самому маршруту, по которому исследователь Хайрем Бингхем (Hiram Bingham) добрался до Мачу-Пикчу в конце 1911 года. Сейчас туда можно легко доехать на роскошном поезде, затем на комфортабельном автобусе и, наконец, пешком по горной дороге среди пасущихся лам.

Мачу-Пикчу

«Если бы я попытался описать бессчетные террасы, вздымающиеся до неба скалы и постоянно сменяющиеся виды, это могло бы стать довольно скучным повествованием, изобилующим повторами и прилагательными в превосходной степени сравнения» — писал Бингхем об этом путешествии в своей книге «Затерянный город инков».

Когда поезд прибывает в деревню, туристы рассаживаются по маленьким автобусам, и начинается последний подъем. Грунтовый серпантин ведет все выше и выше меж живописных скал и горных склонов, а затем открывается захватывающий дух вид: на самой вершине горы ясно становятся видны каменные здания и террасы.

Почти столетие назад Бингхем писал: «Дорога с видом на джунгли на фоне далеких ледников была однообразной и скучной, несмотря на то, что она постоянно петляла и вела то вверх, то вниз по каменистым склонам, порой едва не обрываясь в пропасть. Мы продвигались медленно, но зато оказались в настоящей стране чудес»

Трудно представить себе, как люди могли взяться за такую задачу и построить здесь свой город. Тем не менее, в перуанских Андах на высоте около 2500 метров над уровнем моря посреди неприступных скал буквально в облаках возвышается Мачу-Пикчу, загадочное поселение, возведенное прежними властителями большей части Южной Америки — империей инков.

В наше время Мачу-Пикчу — это, по сути, впечатляющий заброшенный город. Вот уже почти столетие его загадка интригует как ученых, так и простых людей. Он стал предметом мифов, вымыслов и баек, которые сочиняют многочисленные рассказчики, предлагая свои версии того, что здесь когда-то было. Это место часто становилось символом различных духовных движений, о чем гиды и рассказывают, водя туристов по городу и скармливая ничего не подозревающим людям самые невероятные истории.

«Гиды объединили различные элементы, взятые не только из современных религиозных верований, бытующих среди населения Анд, но и из верований североамериканских индейцев, а некоторые элементы взяты из кельтских, а может даже и из тибетских учений», — рассказывает Ричард Бергер, профессор Йельского университета и известный исследователь Мачу-Пикчу.

По словам Бергера, когда люди заинтересовались эзотерическими вопросами, гиды Мачу-Пикчу стали своего рода шаманами или местными священниками, выдумывающими разнообразные истории, которые наверняка заинтересуют туристов. Бергер сетует на то, что большинство этих рассказов ни имеют никакого отношения к Мачу-Пикчу. Гиды рассказывают истории о мистических энергиях и даже проводят обряды и ритуалы. «В моем представлении гиды сродни комедиантам. Они выступают перед толпой и смотрят, как туристы реагируют на их истории. В зависимости от реакции они подстраивают свой рассказ или, по крайней мере, продолжают его для тех людей, которые остаются с ними до конца экскурсии и не отделяются от группы».

Даже Уолт Дисней поведал свою версию истории Инков в мультфильме «Похождения Императора». И хотя понятно, что диснеевский рассказ об императоре Куско, которого превратили в ламу, — лишь вымысел, он, по-своему, вносит вклад в атмосферу загадочности, окружающую народ инков.

«Совершенно ясно, что Мачу-Пикчу был построен для вождя инков Пачакутека, который был выдающимся правителем. Он был одновременно духовной и политической фигурой, — говорит Джордж А. Флорес Охоа, антрополог национального университета Куско, — Он выбрал такое особенное место как Мачу-Пикчу, потому что по красоте с ним не сравнится никакое другое».

«За очень короткое время, всего за 50 лет, он изменил религию инков и очень гордился величием своего народа. Государство было сильным и контролировало большие территории. Инженерное дело было очень хорошо развито у инков. Также они прекрасно умели строить каменные сооружения».

Имеющиеся данные указывают на то, что возведение Мачу-Пикчу началось около 1450 года, а заброшен город был через 80 лет после этого. Завоевание Перу Испанцами началось в 1532 году, а окончательная капитуляция инков произошла в 1572 году.

Как только вы попадаете в аэропорт Лимы, столицы Перу, вам сразу становится ясно, какое значение Мачу-Пикчу имеет для местных жителей. В стране, которая до сих пор хранит следы испанского завоевания, повсюду, и на билбордах финансовых компаний, и в рекламе агентств недвижимости, Мачу-Пикчу выступает символом величия.

«Инки были народом, созданным для войны», — утверждает Родольфо Флорез Уссеглио из «Затерянных сокровищ Перу», предприниматель из Куско, зарабатывающий на жизнь сбором историй и сведений о культурном наследии страны, — «Они завоевали множество территорий от юга Чили и Аргентины до Панамы. Они прекрасно разбирались в искусстве войны, а также имели высоко развитые средства коммуникации».

«Это была великая цивилизация — одна из самых развитых в мире. Когда сюда пришли испанцы, они стали причиной ужасных потрясений, последствия которых мы до сих пор не преодолели».

В Перу, где бедность является нормой жизни, наследие Мачу-Пикчу и великого государства, созданного инками, призвано напоминать людям, что по могуществу этот народ когда-то мог сравниться с самыми великими странами мира.

Современную известность Мачу-Пикчу принес американский исследователь Хайрем Бингхем III, снискавший себе славу открытием этого места в 1911 году, и, буквально, нанесший его на карту, сделав город достоянием мировой общественности.

Бингхем опубликовал статью о своей находке в журнале «Нэшнл Джиографик» и написал известную книгу «Затерянный город инков», получившую популярность во всем мире, хотя, как выяснилось позже, она и изобиловала мифами и предположениями, такими как, например, то, что Мачу-Пикчу вообще являлся городом. Бергер, изучавший находку Бингхема, пришел к выводу, что это была резиденция правителя.

«Я считаю, что Бингхем сделал неверные выводы», — утверждает Бергер, — «Одна из проблем, с которой он так и не смог справится, заключалась в том, что он имел чисто историческое образование. Поэтому ему было очень трудно увидеть все археологические свидетельства, которые можно было бы положить в основу дальнейших выводов».

«Он мыслил как историк в рамках многочисленных сведений, имеющихся в хрониках, и если бы он смог втиснуть то, что нашел — эти реально существующие руины, в рамки имеющихся данных, у него бы все сошлось. Однако ирония, если это можно так назвать, заключалась в том, что он сделал то, что было труднее всего — нашел само место. Он обнаружил место, которое нигде не упоминалось и которое не попало в поле зрения испанцев».

Согласно описанию Бингхема, это место населяли священники, служившие солнцу, и группа посвященных солнцу девственниц. К тому же, Бингхем утверждал, что это место — прародина инков. Тем не менее, последующие исследования не подтвердили ни одну из этих теорий.

Самые значительные споры относительно Мачу-Пикчу разгораются вокруг коллекции предметов, которые Бингхем собрал во время своей первой экспедиции. Исследователь вывез предметы для дальнейшего изучения в Йельском музее Пибоди. Как утверждает правительство Перу, это произошло в результате сомнительной договоренности, заключавшейся в том, что предметы будут возвращены сразу после изучения. Прошло уже почти сто лет и Перу настаивает на их возвращении.

Несмотря на соглашение, достигнутое между Йельским университетом и перуанским правительством Алана Гарсиа в 2007 году, споры разгорелись с новой силой, когда выяснилось, что количество предметов, хранящихся в Йеле, превышает 40 000, тогда как ранее считалось, что их всего около 3000.

Многие перуанцы считают, что Хайрем Бингхем — это просто еще одна глава в колониальном прошлом страны, в котором целые куски истории и культуры вывозились, переписывались и сочинялись лишь для чьей-нибудь прибыли или славы.

«Проблема не в Бингхеме, на самом деле, проблема в отношении Йельского университета к коллекции Мачу-Пикчу, — утверждает археолог Льюис Люмбрерас, бывший руководитель Национального института культуры (Instituto National de Cultura), близко знакомый с этим делом, — Проблема состоит в отношении к моей стране, законам Перу и к разрешению, которое сделало возможным вывоз коллекции».

Хотя принципиальное соглашение о возвращении значительной части коллекции Мачу-Пикчу достигнуто, Люмбрерас чувствует себя оскорбленным условиями, касающимися постройки музея для хранения предметов, которые выдвигает Йель. Люмбрерасу не нравится, что Йель пытается распоряжаться.

«Опаздывая с возвращением предметов на девяносто лет, Йель занимает такую позицию: „Мы вернем коллекцию, если вы построите музей, соответствующий условиям, которые я выдвигаю. Великий Йель“, — конечно же, это не допустимо».

Однако профессор Йеля Бергер, в свою очередь, заявляет, что соответствующая политика, ограничивающая вывоз коллекций Мачу-Пикчу, вступила в силу только во время его последних экспедиций, когда исследователь перестал получать поддержку перуанского правительства. А более ранние коллекции, в его понимании, вывозились в Соединенные Штаты на неограниченный срок.

Большинство туристов, направляющихся в Мачу-Пикчу, прибывают в Лиму, а затем после перелета, занимающего час с четвертью, — в Куско, который и был настоящим центром империи Инков. Местные вас радушно встретят и наверняка предложат попробовать чай из листьев коки, который, как считается, облегчает симптомы высотной болезни. Изобилующий церквями и музеями Куско — очень красивый город с уникальным архитектурным и историческим наследием. И хотя Мачу-Пикчу является настоящей жемчужиной, в священной долине есть множество других интересных мест. На месте археологических раскопок в Оллантайтамбо можно посмотреть светомузыкальное шоу или посетить необыкновенную крепость Саксахуаман.

Нажмите на одну из кнопок, чтобы поделиться с друзьями: